С начала этого года работа фотоэлектрической промышленности Китая описывается как «смешанная». С одной стороны, масштабы производства и применения фотоэлектрической продукции продолжают расширяться и остаются «горячими». С другой стороны, ситуация на рынке упала до «замороженной» точки с точки зрения цен промышленной цепочки и стоимости продукции обрабатывающей промышленности. В поляризованной ситуации фотоэлектрическая отрасль также сталкивается с внутренними и внешними проблемами. С одной стороны, существует проблема дисбаланса спроса и предложения на внутреннем рынке, а с другой стороны, существуют ограничения, связанные с барьерами международной торговли. Фотоэлектрическая отрасль, несомненно, сталкивается с новым кризисом, который требует многостороннего планирования и участия на высшем уровне, чтобы переломить ситуацию. Промышленность единогласно считает, что фотоэлектрическая отрасль вступила в период потрясений, и корректировка в фотоэлектрической отрасли является неизбежной тенденцией.

Стабилизация основ внутреннего рынка

В эпоху трансформации энергетики никто не сможет выжить в одиночку. Это особенно актуально для фотоэлектрической промышленности Китая, которая переживает период отраслевых колебаний и корректировок.

Судя по «Обзору развития фотоэлектрической промышленности в первой половине года и прогнозу ситуации во второй половине 2024 года», опубликованному Китайской фотоэлектрической ассоциацией, тенденция развития фотоэлектрической промышленности хорошая. В первой половине 2024 года производство поликремния, кремниевых пластин, элементов и компонентов в Китае увеличилось более чем на 32% в годовом исчислении. В первой половине 2024 года установленная мощность отечественных фотоэлектрических систем составила 102,48 миллиона киловатт в год; экспорт кремниевых пластин в первом полугодии 2024 года вырос на 30,7%.

Однако за бурным развитием отрасли стоит скрытое течение. В первой половине этого года, хотя новые внутренние фотоэлектрические мощности продолжали расти, темпы роста замедлились. В годовом исчислении цены на продукцию упали, объемы выпуска снизился, а экспорт сократился. В первом полугодии цены на поликремний и кремниевые пластины упали более чем на 40%, а цены на элементы и модули — более чем на 15%. За тот же период стоимость продукции отечественного фотоэлектрического производства (без учёта инверторов) составил примерно 538,6 млрд юаней, снижение на 36,5% в годовом исчислении, общий объем экспорта (кремниевые пластины, элементы, модули) составил около 18,67 млрд долларов США, снижение на 35,4% в годовом исчислении.

Нельзя отрицать, что быстрое развитие фотоэлектрической промышленности стало ключевой силой в содействии трансформации и модернизации зеленой энергетики. В процессе быстрого развития промышленной глобализации, когда усиливается рыночная конкуренция, фотоэлектрическая промышленность срочно нуждается в укреплении технологических инноваций для повышения конкурентоспособности, устранения отсталых производственных мощностей с помощью рыночных средств и содействия преобразованию отрасли в целях высококачественного развития, тем самым достигая устойчивого развития.

Несмотря на многочисленные проблемы, отрасль по-прежнему с оптимизмом смотрит на будущие тенденции развития и установленную мощность фотоэлектрической промышленности. Красная линия потребления была поднята до 90%, чтобы увеличить пространство для нового потребления энергии. Крупномасштабные базовые проекты четко определили свои производственные цели. Процесс строительства электросетей был ускорен. Ряд национальных политик улучшил возможности распределенного доступа. Реформа электроэнергетики ускорилась. Влияние цен на электроэнергию на доходы от фотоэлектрической энергетики усилилось, чему способствуют различные факторы. Ожидается, что новые установленные фотоэлектрические мощности в Китае останутся высокими в 2024 году. Вся отрасль должна усилить координацию производственных цепочек, а также обмен информацией о загрузке мощностей, рыночном спросе и другой информацией. При этом следует избегать дублирования производственных мощностей и слепого расширения. Рационализация строительства и высвобождение производственных мощностей по производству фотоэлектрических элементов позволит сократить колебания цен на сырье. Поощрение рыночного применения новых технологий и новых бизнес-форматов, таких как «накопитель нагрузки исходной сети», «виртуальная электростанция» и «умная микросеть», для формирования новых промышленных цепочек и цепочек создания стоимости.

Ближний Восток — «Голубой океан»

В последние годы новая энергетическая отрасль Китая добилась замечательных результатов благодаря политической поддержке и рыночному спросу. В частности, фотоэлектрическая промышленность, пережив крещение на внутреннем рынке и технологические инновации, постепенно вышла на международную сферу. «Фотовольтаика» за рубежом также стала важным средством для китайских фотоэлектрических компаний прорваться через «инволюцию».

Согласно данным Китайской ассоциации фотоэлектрической промышленности, вследствие изменений на внутреннем и внешнем рынках, общий объем экспорта фотоэлектрической продукции упал примерно на 35,4% в годовом исчислении за первые шесть месяцев 2023 года, демонстрируя тенденцию снижение цен и увеличение объемов.

Хотя общий объем экспорта снизился, стоимость экспорта фотоэлектрической продукции Китая на азиатский рынок достигла более 8 миллиардов долларов США, а Азия превзошла Европу и стала крупнейшим экспортным рынком для фотоэлектрической продукции. В то же время доля экспорта фотоэлектрических модулей на азиатский рынок также увеличилась. На европейские и азиатские рынки вместе приходится более 80% экспорта модулей. Это изменение показывает, что фотоэлектрические компании Китая корректируют структуру экспортной продукции и увеличивают долю экспорта модулей, чтобы лучше адаптироваться к потребностям международного рынка.

Ближний Восток, в частности, постепенно стал горячей точкой для экспансии фотоэлектрических компаний за границу. Недавно многие фотоэлектрические гиганты, такие как TCL Zhonghuan и Jinko Solar, объявили о крупномасштабных инвестиционных планах в регионе. Этот шаг, несомненно, является четким сигналом для фотоэлектрических компаний Китая ускорить свою экспансию на Ближнем Востоке.

В настоящее время все больше и больше китайских фотоэлектрических компаний обращают свое внимание на рынок Ближнего Востока и ищут новые возможности для развития за рубежом. В чем сильная привлекательность рынка Ближнего Востока?

Инсайдеры отрасли считают, что существует множество причин, по которым фотоэлектрические компании предпочитают выходить за границу. С одной стороны, внутренний рынок стал насыщенным, и компаниям необходимо найти новое рыночное пространство, с другой – растет спрос на чистую энергию на международном рынке. Особенно на Ближнем Востоке, как в одном из регионов с наиболее быстрым развитием новой энергетики, спрос на фотоэлектрическую продукцию высок.

Однако фотоэлектрические компании также сталкиваются с некоторыми проблемами в процессе ускорения своей экспансии на Ближнем Востоке. Прежде всего, политическая и экономическая среда на Ближнем Востоке относительно сложна, и компаниям необходимо полностью понимать и реагировать на местную политику, правила и культурные различия. Во-вторых, инвестиционная стоимость фотоэлектрических проектов относительно высока, и компаниям необходимо искать подходящие каналы финансирования и бизнес-модели для обеспечения устойчивого развития проектов.

Зарубежные рынки быстро развиваются, особенно развивающиеся рынки, такие как Ближний Восток. Зарубежные производственные мощности быстро растут, и фотоэлектрическая промышленность по-прежнему неуклонно движется вперед. Чтобы способствовать долгосрочному высококачественному развитию отрасли, фотоэлектрические компании сотрудничают, чтобы выйти за границу, при этом выборочно децентрализуя свою структуру и проводя диверсифицированные инвестиции. совместные предприятия, лицензирование технологий и брендов.